6 дней в тайфун на необитаемом острове — экспедиция на Аскольд

Сегодня я расскажу вам историю о незабываемых приключениях. О 12-и отважных, отправившихся на необитаемый остров в самый разгар на нём тайфуна. В этой истории будет всё: и преодоление шквального ветра с дождём на пути, пролегающем через ущелья и скалы, и спуск в глубокие подземелья, и штурм самой высокой островной части Приморья, и многое другое. Итак, устраивайтесь поудобнее, я начинаю…

Остров Аскольд находится в Японском море, в 50-и километрах от Владивостока. В наши дни остров практически необитаем — на нём постоянно находится всего один человек — смотритель маяка, эдакий старец фура местного аналога форта Баярд. Дайверы любят этот остров за прозрачную воду и большие глубины недалеко от берега. Нам же остров приглянулся старинными сооружениями царской и советской эпохи, впечатляющей длинны и глубины подземными тоннелями и, конечно, невероятной красоты пейзажами. Помимо уже озвученных «вкусностей» у берегов Аскольда можно увидеть касаток, а на самом острове водятся олени.

Состав экспедиции собрался приличный: группа из 12-и искателей приключений — десяти человек и двух собак 🙂 Билеты приобретены, предоплата за катер внесена, провизия на группу закуплена, осталось дождаться дня отправления…

Новость о тайфуне Лайонрок, движущемся на Приморье, застала нас менее чем за неделю до старта экспедиции. Немного посовещавшись, решили — отправляемся во что бы то ни стало и любыми способами пытаемся добраться до острова до того, как тайфун накроет наш морской путь к нему.

Сразу по прибытию во Владивосток созваниваемся с нашим переправщиком: «У вас есть час чтобы прибыть на лодочную станцию, потом уже будет поздно». Вызываем такси и мчимся к месту отплытия.

Успели! Грузимся в катер и отправляемся на Аскольд.

Шторм настиг нас уже в пути. Поднялись большие волны, все вещи залило водой, а две трети состава экспедиции укачало до приступов рвоты. В этом месте нужно сказать отдельное «спасибо» нашему лодочнику за то, что не предупредил нас о возможных последствиях — мы бы тогда упаковали рюкзаки в гермочехлы и накрыли их тентом. Забегая вперёд скажу, что этот самый лодочник кинул нас — не забрал с острова в назначенный день, прикрываясь погодными условиями, из-за чего в последние дни пришлось экономить провизию. Уже потом мы узнали, что вполне можно было нас вывезти вовремя. Спасибо парню, занимавшемуся организацией нашей перевозки — он нашёл нам другой катер всего на день позже планируемого срока.

Вследствие «шикарных» условий нашей перевозки все вещи по прибытии на остров оказались мокрыми. А погода соответствовала прогнозам — дождь и ветер. От организатора транспортировки мы получили карту острова, на которой, среди прочего, было отмечено место расположения старых военных казарм. Решено — первый лагерь будет там, дабы хоть как-то высушить вещи.

День 1-й: сушка и быт в заброшеных казармах

Подгоняемые дождём и ветром довольно быстро добрались до казарм. Казарменный комплекс состоит из двух стоящих рядом зданий. Первое, двухэтажное с просторным, живописно поросшим мхом и деревцами чердаком:

Судя по каменной кладке первое здание намного старше второго (второе построено из бетонных плит):

А вот такой вид на первую казарму открывается с крыши второй:

После беглого осмотра первой казармы отправляемся во вторую. На её полу немного меньше последствий разрушения временем, в виде строительного мусора, кирпичей и т.п., поэтому решаем на первое время обосноваться тут. Налаживаем быт и сушку:

Первый приём пищи на острове, в стиле «грандж»:

Малым составом отправляемся на берег купаться. Погодные условия этому абсолютно не помешали. Спустя небольшой промежуток времени тайфун Лайонрок начинает наращивать мощь на острове — дождь и ветер усиливается, и вторая казарма даёт течь везде где только возможно. Вся команда борется со стихией, перевешивает вещи, строит водоотводы. Только четвероногой части нашей команды всё ни по чём. Знакомьтесь — Каспер (с остальными членами команды я познакомлю вас по мере повествования, а в конце статьи есть групповое фото с подписаными именами):

Стемнело, а я, в отличии от остальных, так и не установил палатку. Мысль о том, что придётся ночевать в сырости, не даёт мне покоя и я решаю проверить, как обстоят дела с сухостью в казарме №1. И, о чудо, она абсолютно сухая! Возможно, сыграла роль растительность, плотно укутавшая чердак. Сообщаю об этом оставшимся членам экспедиции, но они решают не дёргаться до утра. А я таки отправляюсь спать в сухое место, и первую ночёвку провожу в отдельной «усадьбе»:) Вот так выглядит мой номер-люкс на первом этаже старых заброшеных казарм:

Помимо звуков шторма, насекомых и шума ветра, искажённого старой постройкой, ночью постоянно кто-то пищал. Я думал крысы или мыши, оказалось — землеройка:

Так закончился наш первый день на острове.

 

День 2-й: Бушующий тайфун, маяк и пушечная батарея.

Утром второго дня оставшаяся часть команды перебирается ко мне. Быт не сильно отличается от предыдущего места ночёвки. Единственный, но большой плюс — сухо:

После еды отправляемся искать старый маяк — одну из главных достопрмечательностей острова Аскольд. Строительство этого маяка началось аж в 1879, а закончилось в 1881 году! Ныне маяк бездействует и заброшен, что, в общем-то, издали заметно по его внешнему виду. На острове имеется также действующий маяк, но он особого интереса и художественной ценности не предсавляет.

По пути к старому маяку проходим мимо жилища старца Фура острова Аскольд — смотрителя действующего маяка:

А в двух шагах от этого единственного островка «цивилизации» уже царит живописное запустение:

Тем временем тайфун вошёл в полную силу — дождь и ветер буквально сметали с ног. Но не поворачивать же назад, тем более по прогнозам, полученным нами ещё на материке, погода не будет менятся в лучшую сторону практически до конца экспедиции. Пройдя ещё пару десятков метров видим цель нашего сегодняшнего похода — старый маяк. Вид совершенно сказочный, буквально как в фэнтезийных фильмах:

Дорога к маяку — это отдельная история. Она проходит по лестнице, железные перила которой давно проржавели и окончательно сгнили, а каменные ступени местами покосились, местами отсутствуют, а в некоторых местах отсутствуют вообще целые сегменты лестницы — их приходится преодолевать карабкаясь по скалам! В бушующий ветер с дождём даже по самым сохранившимся участкам ступеней приходилось идти на четвереньках, но, как я уже говорил выше — не поворачивать же назад! Хоть и стихия конкретно против нас:

А вот то самое место, в котором отсутствует большой кусок лестницы. Здесь нужно спуститься по скале, используя верёвку для подстраховки:

А потом вот тут подняться к продолжению лестницы:

Тайфун Лайонрок сделал путь к маяку не только сложным, но и неимоверно впечатляющим! Пожалуй в этом месте нужно было оказаться именно в шторм. Чувства, переполняющие тебя, когда ты в шквальный ветер с дождём, вскарабкавшись по скале, поднимаешься по сказочного вида ступеням, делаешь последние несколько шагов вверх и перед тобой открывается ближний вид на маяк и бушующее под утёсом море, трудно описать словами. Ощущаешь себя мифичиским героем, сошедшим со страниц фэнтезийных историй, сила этого места буквально наполняет тебя всего. Это просто непередаваемый восторг.

Побродив близ маяка решаем спуститься к подножью утёса, на котором он установлен. Немного жути на нашем пути — мёртвый олень. Скорее всего, сорвался откуда-то в воду, а сюда его прибило волнами:

Сергей, Никита и Андрей решают обойти утёс по кругу, а мы с Олегом возвращаемся назад, по пути осматриваем башенную батарею — комплекс из двух 180-мм орудий, построенных в 1936-1939 годах. Вот нижнее орудие:

Небольшая часть подземного комплекса у нижней пушки. Если присмотреться, то можно разглядеть почти стёртую временем надпись: «Не щадя жизни защищай родину»:

Темнеет. На последок любуемся пейзажем и возвращаемся назад к казармам:

Так заканчивается 2-й день на острове…

 

День 3-й: хождение в одиночестве и неудавшиеся для меня поиски подземелья

Опыт — сын ошибок. Моей главной ошибкой при сборах на остров стал выбор обуви. Берцы — совершенно не та обувь, которую нужно надевать в дождливый поход. Если они промокнут (а в условиях непрекращающегося ливня и пеших переходов по пересечённой местности они точно промокнут), то станут настоящим убийцей ваших ног. А просушить их у костра абсолютно нереально:

Утром 3-го дня 11/12-х частей нашей команды решают переехать на открытый воздух. Я же чуть сильнее остальных люблю сухость, и т.к. тайфун, а вместе с ним ветер и ливень не прекращаются, остаюсь в казармах. А свободное время трачу на небольшую одинокую фотопрогулку по острову.

У верхней дороги, редко кем-то используемой в силу её худшего по сравнению с нижней качества, живописно ржавеет старый грузовик:

Пасмурные постапокалиптические пейзажи острова:

Во второй половине дня основная часть команды уже разбила лагерь на свежем воздухе, в километре или полуторах от казармы, в которой я решил остаться. Где-то к 16-17 часам собрались на поиски входа в подземную часть острова. На переходе от маяка к пушкам, там где рельеф острова уже не защищает от ветра, бушевал ураган такой силы, что можно было лечь на ветер и не упасть на землю. Дождь на какое-то время в этом месте сменился туманом. Видимость в таких условиях — метров десять, не более. Я на пол-минуты свернул к каким-то каменным постройкам, а когда вернулся, остальных уже не было видно. Я пытался найти остальных, поднялся к пушкам, прошёл до каменных укрытий, но тщетно — в такую погоду любые поиски бесполезны. Я пошёл обратно к их лагерю, где вместе с Максимом и Аней, оставшимися в лагере, дождался потерянную мной часть команды. Получив от них описание дороги ко входу в подземелья острова Аскольд (за что спасибо Андрею — он один смог понятно объяснить дорогу к подземельям и правильный путь через них), мы с Максимом решили выдвинуться к ним будущим утром, пока все остальные будут заниматься завтраком. Поужинав со всеми я побрёл к своему дому спать.

Так закончился треттий день на острове Аскольд.

 

День 4-й: подземелья острова Аскольд и поход по хребту вдоль всего острова

Ранним утром мы с Максом выдвинулись к подземельям. Вход в них находится в небольшой (по сравнению с предыдущей описаной мной батареей) пушке, не очень далеко от старого маяка. Все лазы очень узкие, а тоннели низкие, поэтому мне с моим почти двухметровым ростом было непросто.

Спустившись в лаз внутри пушки и пройдя несколько метров неглубоко под землёй натыкаешься на комнаты, в одной из которых и расположен глубокий (примерно 7-8 этажей обычной жилой высотки) колодец с железными скобами — это и есть путь в подземную часть острова Аскольд. Из-за высоты дна не видно, даже с фонарём:

Из горловины наверх идёт сильный поток воздуха, но стоит погрузится на метр и он исчезает. Скобы очень холодные, я немного жалел, что не взял с собой перчатки.

После спуска начинается безконечная череда длинных, холодных, сырых и низких тоннелей, суммарная длинна маршрута по которым — полтора — два километра:

Местами вообще можно только проползти:

На большей части пути отлично сохранилась система отвода воды:

Пройдя тоннели до конца попадаешь в сеть подземных помещений, в которых когда-то давным давно обеспечивалась бесперебойная работа орудийных батарей острова. В комнатах много разного оборудования, котлов и пр.:

Выход на поверхность находится под вторым (верхним) орудием батареи. Там же вход внутрь самой пушки. Первый этаж орудия — хранилище зарядов:

А это один из люков на второй этаж — внутрь самой орудийной башни, что видна снаружи острова:

Поднявшись по лестнице у люка и протиснувшись в невероятно узкий проход попадаешь внутрь пушечной башни:

Некоторые детали очень хорошо сохранились — до сих пор работает механизм подачи зарядов, а вот эта часть вообще как будто новая:

Возвращаемся в лагерь основной части группы, быстро обедаем и малым составом выдвигаемся покорять остров. План такой: до заката обойти весь остров по его вершинам. Остров имеет форму подковы. Путь от края до края «подковы» — почти 14 километров. Лагерь разбит чуть правее центра подковы, нужно дойти от него до правой части подковы, от которой начинается тропа наверх, пройти остров целиком и вернутся в лагерь. Несложно подсчитать, что суммарный путь таким образом составит около 25-и километров. Что немало даже по тропе, а в условиях, когда часть пути нужно будет идти по бездорожью и в гору, так и вообще экстремально. Поэтому не все подписались на это мероприятие. Но я, как фотограф экспедиции, не имел права на отказ 🙂 Тем более, что боги в этот день смилостивились над нами и подарили нам немного солнца.

По пути снимаю виды острова. Аскольд — настоящий рай для любителей как постапокалиптической романтики, так и просто красивых пейзажей:

Поднимаемся наверх, тропа то появляется, то пропадает. Ближе всех на фото Олег — идея экспедиции и большая часть её организации принадлежит ему:

Мёртвые животные — спутники всей нашей экспедиции:

Выходим к старинному кладбищу:

Первый привал. После него предстоит переход до самой высокой островной точки приморья — вершины острова Аскольд:

Продолжаем идти, любуемся видами:

Природные пейзажи сменяются постапокалиптическими видами брошенных сооружений:

Вышли к остаткам метеошара, напоминающего сейчас римский Колизей. Он и есть верхняя точка Аскольда и островной части приморья:

У острова имеется два пика. И хоть нам сказали, что метеошар — это верхняя точка Аскольда, мы в этом засомневались, т.к. визуально вторая вершина кажется немного выше. Делаем привал в «Колизее», употребляем взятые с собой съестные припасы и отправляемся дальше. Вид на вторую вершину:

Вид на правую часть «подковы» острова Аскольд. Вдали можно рзглядеть старый маяк:

Решившие покорить Аскольд оценивают оставшийся путь:

И вот уже последняя вершина взята, осталась самая малость — дойти до края левой части «подковы»:

Финишная точка маршрута — один из концов острова:

Аскольд покорён:

Уже почти насупил закат, а нам ещё нужно вернуться в лагерь. Решаем искать короткий путь, т.к. обратно тем же путём просто не успеем вернуться назад, да и сил может не хватить. Нужно спустится к берегу во внутренней части острова и по берегу дойти до лагеря. Я уже просто засыпаю на ходу. Понятное дело, что никакой короткой тропы нет — мы шли по совершенно диким нехоженым местам, кое где даже пришлось съезжать на пятой точке по слишком крутым склонам. Не устаёт поражать своей неутомимостью Максим — он, как и я, с утра также побывал в тоннелях, но не смотря на это шёл по острову быстрее всех, и впечатление складывается такое, что прошёл бы ещё три подобных отрезка вообще без проблем.

Когда мы спустились к берегу было уже темно. Шли в свете звёзд и налобных фонарей. И тут мы обнаружили, что сухого пути вдоль берега нет. Волны с человеческий рост облизывали скалы, вдоль которых мы планировали пройти. Когда волна сходила, на короткое время появлялась узкая полоска земли, и нужно было успеть быстро пробежать отрезок, пока не наступила следующая волна. Первый такой участок на маршруте мы смогли пробежать не намокнув, а вот на следующем нас настигла волна. Поняв, что мы не успеем, мы прижались к скале и вцепились в неё. Это страшно, когда ночю тебя накрывает волной почти с головой, прижимает к скале и тут же пытается тебя от неё оторвать. Но, слава богам, всё обошлось и никого не унесло в море.

Мокрые и уставшие мы пришли в лагерь. Сил возвращатся в казарму к своей палатке у меня не было, поэтому я заночевал в общем лагере, подселившись в палатку к товарищам. Так закончился 4-й день на острове.

День 5-й: отмена запланированного отъезда, знакомство со смотрителем маяка, сбор грибов

Утром я отправился к казарме, собрал свою палатку и вещи, и пришёл в общий лагерь. В этот день по плану за нами должен был прибыть катер. Но «катерист» оказался редким козлом, и во время сеанса связи (на острове у верхней пушки есть небольшой участок, где ловится сигнал сотовой сети) сказал, что забирать нас не будет, сославшись на погоду. Уже позже мы узнаем, что погода в этот день хоть и не была идеальной для нашего забора, но забрасывал он нас сюда в более худших морских условиях, и банально решил не забирать нас, т.к. деньги ему (что, безусловно, было ошибкой с нашей стороны) отдали сразу после заброски. Это помимо уже означенного в начале этой статьи косяка с нашими залитыми морской водой вещами во время заброски. Вот небольшой ролик, в конце которого видно этого непорядочного судоводителя из Владивостока, с которым ни в коем случае никому не стоит иметь дело:


Связываемся с организатором нашей перевозки — парнем, который нашёл нам этого лодочника. Здесь проявил неплохой талант переговорщика один из членов нашей команды — Артём, в свободное от туристических вылазок время он юрист, и в ведении переговоров он, пожалуй, лучший из всей команды. Артём убедил нашего организатора найти нам другого «лодочника». Лодочник был найден, на этот раз не во Владивостоке, а в Дунае — ближайшем от Аскольда материковом населённом пункте. Но заберёт он нас не раньше завтрашнего дня. Да и то, если повезёт — дело в том, что не успел ещё сойти Лайонрок, как на нас уже надвигался другой тайфун. Катер нашего нового переправщика меньше, чем у бывшего, и в даже полутораметровую волну не пройдёт. Завтра между тайфунами должно было быть небольшое окно спокойного моря, примерно в час — два длительностью. И нас нужно успеть забрать в этот промежуток времени. Назначаем на завтрашнее утро новый сеанс связи, и идём знакомиться со смотрителем маяка — т.к. если нас не заберут и завтра, и мы застанем второй тайфун, то, скорее всего, подножным кормом мы не прокормимся и надо будет что-то кушать. Да и жить вторую неделю в сырости не очень то хотелось.

Смотрителя маяка зовут Николай. Николай уже довольно солидного возраста, внешне — явно за 65. Фотографироваться он не любит. Работает на острове один, уже долгое время. Его начальник прибывает на остров примерно раз в три месяца, завозит необходимые припасы — еду и топливо для генератора. Ближайший визит должен был быть завтра, но перенесён до окончания второго тайфуна. Выслушав нашу душещипательную историю, Николай пообещал приютить нас, если завтра всё сложится не лучшим образом. Подготовив плацдарм для выживания во второй тайфун, выдвигаемся назад к лагерю, в который уже перебрался и я.

А наши съестные припасы к тому времени подходили к концу. С этого момента начинаем меньше есть и экономить, а женская часть экспедиции, во главе со знатоком грибов Анной, отправляется собирать грибы. Грибов на острове масса, так что девушки вернулись с богатой добычей. Грибы решаем оставить на завтра, ужинаем остатками припасов. Вечер коротаем за костром и гитарой. Так закончился 5-й день на Аскольде.

День 6-й: сборы и путь домой

С самого утра начинем снимать лагерь — при любом раскладе жить на улице мы уже не будем, либо отправимся домой, либо к дяде Коле:

Олег и Артём уходят на пункт связи, остальные в ожидании новостей продолжают сборы и жарят собранные вчера грибы:

А это питьевой ручей у лагеря:

Наши переговорщики возвращаются с отличными новостями — лодка будет в течении получаса — часа. Выдвигаемся на берег. Мы с Артёмом успеваем ещё раз искупаться на последок. Прощальное фото на острове. Настало время вам познакомиться со всеми членами экспедиции:

Погрузились в катер. В отличии от первого нашего лодочника, второй лодочник (Евгений, с Дуная) ни нас, ни вещи не замочил, и никого не укачало. Хоть катер и был меньше, но доехали с намного большим комфортом.

Прощай Аскольд! Ещё не раз вспомним мы о тебе, рассказывая истории друзьям уютными вечерами у костра.

На этом заканчивается 6-й и последний день на острове Аскольд, а вместе с ним заканчивается и моя история. Надеюсь, вам было интересно. Всем добра! Путешествуйте!


Пожертвовать на развитие блога:

Евгений

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.