Перспективы фотографии в России: нет или всё-таки да?

Как некоторые из вас знают, в списке моих увлечений имеется фотография. Имеется уже давно, но что-то в ней понимать я начинаю только сейчас. Ну, думаю, что хотя-бы начинаю. И сегодня хочу поговорить вот о чём:

Среди россиян, имеющих отношение к фотографии, есть два распространённых мнения:

  1. фотография в России находится на дне и с этого дна вряд-ли всплывёт в ближайшие …дцать лет;
  2. Фотография в России есть и ничуть не уступает в этом плане Европе и Америке.

Я же считаю, что не всё так плохо, и вместе с тем не так хорошо, а правда находится где-то посередине.

Сразу оговоримся, что речь тут идёт о неком «выше среднего» уровне коммерческой и художественной фотографии. О такой попсе, как свадебная фотография и все вот эти фотосессии в духе «лавстори» я даже вспоминать не хочу.

Давеча прочитал я в жж интереснейшее интервью с фотографом Дмитрием Страховым. Кому интересно, вот ссылочка: http://ru-foto.livejournal.com/58111370.html И вот Дмитрий рассказывает следующее, цитирую:

«Сейчас скажу страшную вещь. У фотографа в регионе одна дорога, если он хочет развиваться и, в конечном счете, достойно зарабатывать, и она не имеет к региону никакого отношения. Ехать, ехать нужно. За границу. И подальше.»

И в чём-то я с ним согласен. Действительно, Россия не может похвастаться сильной фотошколой, и если есть возможность выбрать, где постигать фотоискусство, то ответ однозначен — за границей, в Америке или Европе.

Но! После всего сказанного можно, внезапно, найти и поразглядывать снимки крутейших русских фотографов, не обучавшихся где-то «там», и офигеть от уровня мастерства. Для примера возьмём несколько снимков Ильи Нодия (взяты с его сайта http://nodia-foto.ru, я думаю, он не против):

makehistory_final_2-1400

03-artificial-intelligence_internet

02-msk-2048-finalposter_jpg_internet_0

 

А ещё, для примера, у нас в Хабаровске есть абсолютно гениальная Дина Беленко (https://500px.com/arken):

For endless-book.floaty.de/

20151772568_35f2ae86ae_b

Так что не всё так однозначно, и правда, как всегда, где-то «сбоку».

Я думаю, что ключевым для фотографа является всё-таки талант, а не школа. И когда талант к фотографии совпадает с увлечением фотографией, вот тогда и появляются действительно отличные фотографы, в том числе и в России.

А теперь о дёгте. Чего у нас действительно нет — так это потребительской культуры фотографии, и вообще культуры фотографии как таковой. О талантливых Илье и Дине очень много пишут за рубежом и очень мало у нас. Хотя, казалось бы, они же наши, русские, значит у нас должны освещаться как минимум не меньше, если не больше. Но до «темы» фотографии мы, всё таки, ещё не доросли. Мы ещё где-то там, в совке, считаем, что заводы и пароходы — это всё, а фотография — это ребячество, и серьёзному человеку интересоваться ей — моветон. А при таком раскладе потребитель просто не может понять, где в фотографии «хорошо» а где «плохо» или «так себе» — узнать не от куда, так как тема эта ничуть не популярна в среде «нефотографов». О кино все разговаривают, о театре или музыке, но никто, кроме самих фотографов, о фотографии. И об этом очень правильно в уже означенном выше интервью говорит Дмитрий Страхов:

«Наш уровень – это Средневековье. Поймите правильно, это сугубо личное мнение, появившееся при изучении истории развития фотографии в Европе и Америке. За рубежом это норма, когда, чтобы украсить стену в своей компании, ты идешь в ближайшую (!) фотогалерею и покупаешь снимок.
А еще бывают ситуации, когда в твою компанию должны приехать именитые гости, а денег на фотографию у тебя нет. Тогда ты идешь в ту же ближайшую галерею и берешь понравившуюся в аренду. Вы понимаете? — Искусство берется в аренду! На неделю, две – сколько нужно. Приезжающие это обязательно оценят.
А теперь скажите – разве у нас такое сейчас возможно?»

Заводы — это, безусловно, очень надо, но и фотография — это серьёзно, и вовсе не ребячество. И я сейчас не столько о нашей культуре потребления фотографии, сколько о культуре искусства и чувстве вкуса в целом.

Ещё у нас имеет место быть следующая ситуация, которая вытекает из предыдущей: имеется целый легион абсолютно бездарных фотографов, которые умудряются даже что-то там продавать, выкладывать свою бездарность на сайте и в специальном разделе сайта не стесняются писать что-то вроде: «Стоимость фотосессии — 3000 р. в час, минимум 2 часа». Фотограф без чувства вкуса не понимает, что он бездарность, и при этом даже находит себе клиентов, у которых чувства вкуса ещё меньше.

Вот такое абсолютно невозможно в США и Европе. Там рядовой гражданин способен отличить халтуру от таланта, и бездарность на «фотосессию» не наймёт.

Вот как-то так, на мой взгляд, взгляд простого фотолюбителя, обстоят у нас сегодня дела с фотографией. И мне остаётся одно: по мере сил и возможностей тему фотографии максимально популяризовать, и пытаться привить мало знакомым, но в чём-то заинтересованным людям, некое понимание «уровня» фотографии и фотографа.

На этом всё. Всем добра!


Пожертвовать на развитие блога:

Евгений

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.