Поход на гору Сюмнюр

Идея пойти на Сюмнюр пришла ко мне в момент, когда я случайно наткнулся в интернете на фото горного массива, высшей точкой которого является сам Сюмнюр — хребта Джаки-Унахта-Якбыяна. Я увидел невероятной красоты снежные вершины, идущие каскадом одна за другой, чем-то напоминающие швейцарские Альпы. К тому же место, как оказалось, совсем недалеко от Хабаровска по меркам бывалых туристов. Тогда я понял — походу на Сюмнюр быть!

Я хотел попасть туда в майские праздники, т.к. это самое лучшее время для походов — уже достаточно тепло, но ещё нет назойливых насекомых, да ещё и длинные выходные. Первого мая я собрал отряд в поход на Пидан (о котором можно почитать здесь: http://evgenz.ru/blog/jekspedicija-na-goru-pidan-1-4-maja-2019-goda/), а девятого хотел выдвинуться на Сюмнюр.

Но для моей Пиданской команды два похода подряд было перебором, а все, кто мог бы составить мне компанию в таком мероприятии, разъехались на майские праздники кто-куда.

Но, как говорится, удача улыбается смелым! И совершенно внезапно мне с пожеланием сходить в какой-нибудь поход написал мой старый знакомый Михаил, который, к тому же, водит достаточно проходимый для того, чтобы добраться к старту пешего маршрута месту, автомобиль. А совсем перед отъездом к нам примкнул Яков, у которого, так же внезапно, на днях отменился один из его походов. Итак, состав экспедиции:

Михаил — экспедиционный водитель. А ещё у него это был первый в жизни турпоход, с которым он справился вполне достойно, особенно если учесть, что для первого похода это был тяжёлый маршрут и суровые условия (о которых чуть ниже):

Поход на гору Сюмнюр

Яков — внезапно примкнувший к нам «голос разума». Он посоветовал встать во второй день пораньше, одеться потеплее, благодаря чему всё было немного проще, чем могло бы быть. Также был вторым фотографом:

Ну и я, автор этой авантюры, фотограф и рассказчик:

Добраться до старта пешего маршрута можно по очень плохого качества лесовозной гравийке, на седанах туда лучше не соваться. Но у дороги есть плюс — она очень живописная:

Поход на гору Сюмнюр

Начинается пеший маршрут по хребту на стоянке лесовозчиков, рядом с опрокинутым прицепом и брошенной вахтовкой, ещё у них там оборудованный домик (не попал в кадр, но в интернете можно найти фото), где, видимо, водители лесовозов отдыхают во время рейсов:

План был такой: ищем место, где разбить лагерь и ночуем, а утром выдвигаемся по хребту к Сюмнюру. Так и поступили.

Погода была холодной — сильный ветер и снег (что, в общем-то, неудивительно, т.к. начало пешего маршрута и место для лагеря уже расположены на высоте около 800 метров). Оборудовали место для костра на небольшой полянке на сопке недалеко от дороги, там же поставили палатки:

Поход на гору Сюмнюр

Я был экипирован чуть лучше остальных, поэтому даже после раздачи части своей одежды другим участникам экспедиции я спокойно пережил ночь в снег, ветер и непогоду, а вот Яша с Мишей ночью перебрались в машину. Вот так выглядел наш лагерь утром, когда туман разошёлся:

Собрав палатки, взяв с собой воду, чай в термосе и немного еды, мы отправились в путь по хребту Джаки-Унахта-Якбыяна:

По пути я снимал эпичные панорамы:

Поход на гору Сюмнюр

На подходе к самой вершине снежные шапки порой достигали глубины по пояс, местами мы пытались обойти их стороной, местами штурмовали:

Дико уставшие через, примерно, пять часов пешего маршрута с несколькими вершинами (т.е. то поднимались на очередную вершину, то спускались, пока шли по хребту перепады высоты были от 800 до 1250 метров) на пути мы, наконец-то, взошли на Сюмнюр. 1420 метров, высшая точка этого хребта. Белый фон за мной — потому, что мы уже внутри облака:

А вот путь назад для нас оказался настоящим испытанием. Мы решили не возвращаться той же дорогой по хребту, а спуститься по склону горы к лесовозной гравийке, и идти назад уже по дороге. В результате мы оказались по пояс в снегу, подниматься назад было уже не вариант, каждые 5-10 шагов мы застревали и откапывались. Когда мы, наконец, спустились с горы, нужно было штурмовать присыпанный снегом и приваленный ветками ручей, в который каждый из нас, естественно, умудрился наступить, хотя к тому времени все уже были насквозь мокрые, и это не было таким уж происшествием. «Короткий» путь назад по времени оказался более длинным, и намного более тяжёлым физически. Поэтому на обратном пути доставать фотоаппарат уже не было сил, и фото я сделал только выйдя на дорогу. За спинами Якова и Михаила та самая гора, по которой мы спускались (это не Сюмнюр, мы вернулись от самого Сюмнюра назад, к третьей вершине хребта, и с неё уже начали спуск):

Поход на гору Сюмнюр

На пути назад один водитель остановился из любопытства, и услышав наш рассказ сказал что-то вроде «ну вы даёте» 🙂 А к другому попутному водителю мы посадили Мишу, чтобы он быстро добрался до своей машины и вернулся за нами. Видимо, водители рассказали эту историю друг-другу по рации, потому что когда мы возвращались назад уже на машине нас весело приветствовали лесовозчики 🙂

Ну и напоследок смонтированный из коротких роликов с моего и Яшиного телефонов фильм о походе:

Результаты похода: распухшие ноги и слезший с большого пальца ноготь у Миши, порванные штаны и перчатки у меня, сломанная трекинговая палка у Яши, дичайшая усталость у всех. А также море впечатлений, красивейших кадров и пополненный багаж историй для рассказов у костров в будущих походах 🙂