«Мы не танкисты, не артиллеристы» — парашютный спорт в Хабаровске, хроника одного прыжка

В заголовке строки, которыми начинается песня Александра Мирского (ныне депутата европарламента), в которой он поёт о своём увлечении. Те, кто хоть раз слышал эту песню, сразу поняли, что в этом посте речь пойдёт о парашютном спорте, а точнее о самом начале пути парашютиста. Итак…

Первый прыжок с парашютом

В Хабаровске будущих парашютистов к первому прыжку готовят в военно-патриотической школе «Взлёт», а также на базе аэродрома ДОСААФ. Т.к. я учился во «Взлёте» подробно расскажу о нём.

Руководитель направления парашютных прыжков – Елена Парфеновна Ларионова, она же — директор центра “Взлет”. Елена Парфеновна –  мастер спорта СССР, мировой рекордсмен по купольной акробатике 1990 года:

За плечами этой милой и с виду домашней женщины 6158 (!!!) прыжков с парашютом. Человек она абсолютно и во всём обаятельный и положительный. Именно она прочитает вам (если вы надумаете стать парашютистом хотя бы на один прыжок) курс теории и проведёт с вами два практических занятия. Также практические занятия вместе с Еленой Парфёновной проводят профессиональные спортсмены ДОСААФ России.

Итак, подготовка (в подготовку входят 3 занятия по 2 часа, которые проводятся в течение недели) была нами пройдена, после чего мы в течении пяти недель ожидали лётной погоды. И, наконец, день первого прыжка наступил…

Прыжковый день начинается в 7 или 8 утра, т.е. встают парашютисты, чтобы прибыть вовремя, максимум в 6 утра.
Рассветный аэродром ДОСААФ Хабаровска:

Так получается, что я чаще нахожусь по ту сторону объектива. Но в этот раз я сам готовился совершить свой первый (а теперь уверен, что не последний) прыжок. Поэтому всю дальнейшую фотосъёмку (выше — единственное сделанное мной в этот день фото) проводил мой друг Вадим, за что ему — огромное спасибо.

Начинается всё с прохождения обязательной медицинской комиссии. После неё, если с вами всё в порядке, вы идёте на склад и получаете парашюты.

Далее все спортсмены проследуют к месту предвзлётной подготовки:

Полученные парашюты и каски укладываются на «столах» — именно так называются эти брезентовые полосы.
Кстати, возраст — совсем не помеха для первого прыжка. Самому взрослому перворазнику нашей группы было 53 года, самому молодому ещё не было 18-и (таким для прыжка требуется письменное разрешение родителей).

А тем временем к посадке в самолёт готовы профессионалы — спортсмены, за плечами которых уже не один десяток прыжков:

Они будут прыгать первыми. Пока «бывалые» ждут команды на посадку, их коллеги помогают новичкам снаряжаться:

Масса основного парашюта — 12 килограмм. Запасного — 6 килограмм. Ну и килограмм-полтора шлем. Теперь мысленно апплодируем хрупким девушкам, решившим прыгнуть с парашютом.

Его мама или папа (а может и оба) тоже сегодня прыгает в первый раз:

А профессионалы уже взлетают:

С виду АН-2 (так называется этот самолёт) выглядит допотопным динозавром. На самом же деле — это один из самых безопасных самолётов. Даже при отказе двигателей его можно посадить — он имеет способность планировать.

Первую группу перворазников уже подготовили, и инструктор проверяет снаряжение:

Немного осмотрим аэродром. Вот эта штуковина называется «Колдун». По ней определяется скорость и направление ветра:

А вот эти флаги скорее всего (точно не знаю) обозначают зону, через которую должен пройти при посадке парашютист, управляющий парашютом-крылом:

Прибор, через который за спортсменами с земли наблюдают инструкторы:

Тем временем в небе происходит много всего интересного:

У профессионалов, как мы видим выше, весьма разнообразные парашюты. И ни на одном из них не датут прыгать новичку — все они сложны в управлении и требуют особой подготовки.

Приземляется инструктор, который полетит с нашей группой для того, чтобы контролировать процесс десантирования. Сам он управляет парашютом -«крылом». Любой парашют имеет свойство двигаться не только вниз, но и вперёд (если вы свободно планируете), в стороны (если управляете парашютом), а также разворачиваться вокруг своей оси (управляется специальными «поворотными» стропами красного цвета). Парашют-крыло имеет самые большие скорости во всех направлениях. «Крылья» в свою очередь тоже делятся на скоростные и «точностные». На фото ниже инструктор проходит между описанными выше флагами почти касается земли. Тем не менее с момента снимка он пролетел вперёд ещё порядка 30-и метров с большой скоростью. Выглядело очень эффектно, все зрители аплодировали:

Ещё раз кстати: все легенды о нераскрывшихся парашютах — для «перворазников» не более чем легенды. За 86 лет парашютного спорта в Хабаровске не было ни единого подобного случая. Даже если вы сами не выдернете кольцо, парашют раскроет автомат. Даже если что-то случится с основным куполом, всегда есть запасной, на котором тоже есть автомат, на случай, если вы потеряли сознание или просто слишком сильно паникуете.

Пришла наша очередь. Размещаемся в самолёте:

Внутри всем раздают пристегивающийся трос, который при десантировании выдернет стабилизационный парашют. Не путайте его с запасным. Задача стабилизационного парашюта — стабилизировать ваше падение до раскрытия основного купола. Проще говоря он подвешивает вас вертикально — головой вверх, ногами вниз. Вот те самые тросы:

Этот трос пристёгивает инструктор.

Удалось поснимать кабину пилота. Пугающее количество приборов и рычагов:

На взлёт:

Пока самолёт набирает высоту аэродром продолжает жить своей жизнью. Профессионалы укладывают парашюты. Это ответственное дело никто и никогда не доверит новичку. Кстати, одна из девушкек (возможно та, что на фото ниже, но не уверен, к сожалению, лица не запомнил), помимо того, что является профессиональным парашютистом, занимается ещё и мотокроссом. По крайней мере она лихо въехала на аэродром на мотокроссовом мотоцикле. Есть Женщины на наших дальневосточных землях:

Настало время нам десантироваться. Рассмотрим этот процесс пошагово.
Самое страшное — шагнуть в бездну. Первые секунды после этого шага выглядят так:

Видимо верхний спортсмен открыл парашют чуть-ли не в самолёте. Потому что он десантировался после того, которого вы видите ниже него на стабилизационном парашюте, а у «нижнего», который должен был первым раскрыть парашют, основного купола пока даже не видно.
Сразу дёргать кольцо нельзя — чревато тем, что можно зацепиться куполом за самолёт, это крайне опасно.
Я старался действовать по инструкции. А на стадии после выхода из самолёта инструкция такая:

1) Сгруппироваться (сдвинуть ноги плотно вместе, поджать их под себя, одна рука на кольце, другая на лямке запасного парашюта).
2) Просчитать вслух «двести двадцать один, двести двадцать два, двести двадцать три» и выдернуть кольцо, раскрывающее основной парашют
3) Вернуться в исходное положение (оставаясь сгруппированым вернуть правую руку на место, где было кольцо до момента «выдёргивания»)
4) Просчитать в слух «двести двадцать четыре, двести двадцать пять».
5) Убедится в том, что купол основного парашюта над вами раскрылся, если перехлестнулись стропы — распутать их.
6) «Расчековать» запасной парашют — заблокировать механизм автоматического раскрытия запасного парашюта.
7) Наслаждаться полётом, читать стихи, петь песни 🙂

На фото видно, что с пунктом 1 у нижнего спортсмена проблемы — поза явно не уставная 🙂 Маленький купол не больше зонта размером — и есть стабилизационный парашют.

А вот здесь уже почти раскрыт основной купол:

После того, как купол раскрылся, я не мог поднять голову вверх — за головой перехлестнулись стропы. Это не страшно — распутать их — дело пары секунд.

Приступаю к выполнению пункта 7 🙂 На фото виден покоящийся на основном куполе стабилизационный парашют:

Подготовка к приземлению. Продолжим инструкцию:

8) Принять предпосадочную позу:
— Свести ноги плотно вместе, стопы на одном уровне
— Поджать ноги под себя, максимально напрячь их
— Немного скруглить спину.
9) Перед самым приземлением натянуть передние или задние свободные концы (лямки, к которым крепятся стропы) парашютной системы. Задние — если движение идёт, как и положено, вниз и вперёд, а передние — если что-то пошло не так, и движение идёт вниз и назад (вы двигаетесь спиной вперёд). Это нужно чтобы снизить скорость приземления, и придать ему максимально возможную мягкость.

Пятно, идущее из центра купола — всё тот же стабилизационный парашют. Если присмотреться, то видно, что правой рукой я тяну поворотную стропу — выравниваю направление приземления, чтобы сесть не боком и не спиной, а как положено — лицом вперёд. Такую «рулёжку» необходимо прекратить за 100 метров до земли, во избежание увеличения скорости падения:

Приземление:

Правильное выполнение этого пункта крайне важно. То, что парашют раскроется в любом случае — это мы уже знаем. Самое главное — не сломать ноги при приземлении. Всем перворазникам рекомендуют обмотать голеностопы элластичным бинтом, и прыгать исключительно в армейских берцах. Удар при приземлении очень сильный сам по себе, а ещё на нас навешано тяжёлое снаряжение. Плюс ко всему, падаем мы не вертикально вниз, а по диагонали — вниз и вперёд (или вниз и назад, если не смогли выровнятся по ветру), с довольно неплохой скоростью, что ещё опаснее.
Я этим советом принебрёг. Был слишком самоуверен — служба в армии, катание на роликах и всяческие пешие походы на гражданке убедили меня в достаточной тренированности моих ног, чтобы обойтись без этих «лишних мер».
Короче — довыпендривался. Ногу не сломал, но пару недель теперь точно буду хромать. Судя по симптомам — растяжение голеностопных связок.
Но не смотря на это — я был счастлив. Такого кайфа я до этого не испытывал. И уверен в том, что этот прыжок — не последний.

После приземления нужно «погасить» парашют — ибо даже при малейшем ветре он волочёт парашютиста за собой. Для этого нужно что есть сил тянуть за нижние стропы.

После этого приступаем к укладке парашюта в сумку. Сумка «прыгает» вместе с вами, находится под грудной перемычкой парашютной системы. Это тоже нужно делать правильно. Описывать здесь не буду — не так интересно, да и вам это расскажут во «Взлёте» на подготовке. Просто фото:

Пока отпрыгавшие укладываются, в небе появляется очередная группа перворазников. Среди них есть и такие, кто забыл «расчековать» запаску. Для таких есть даже специальные шуточные значки «парашютист-косячник». Ничего страшного — адреналин такой, что можно собственное имя забыть, а не только запаску заблокировать. Хотя, конечно, всё индивидуально — если вы невозмутимый, как Чак Норис, то вам будет спокойно, и запаску расчековать вы не забудете, в отличии от спортсмена на фото ниже:

Как видно на фото (да и так ясно из разницы веса) запасной парашют намного меньше основного. Задача основного парашюта — сохранить жизнь и здоровье спортсмена-парашютиста. Задача запасного — сохранить жизнь. О здоровье тут речь уже не идёт. Тем не менее очень многие приземляются без последствий только на запасном, так что особо боятся, если вдруг что-то случилось с основным, всё равно не стоит.

Счастливые и довольные идём сдавать парашюты:

Путь до склада не близкий, поэтому те, кто сохранил много сил, помогают тем, кто устал. Ну и, само-собой, священая обязанность любого джентльмена помочь девушке:

Вот и всё. Небо покорено. Воду я уже покорял, остался огонь и медные трубы 🙂

И для тех, кто уже хочет, но ещё сомневается — та самая песня Александра Мирского. Очень мотивирует 🙂


Пожертвовать на развитие блога:

Евгений

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.